воскресенье, 23 мая 2010 г.

«Старая Москва» - история русской фотографии (1840-1930)

М.М.Панов. Вид на храм Христа Спасителя из Кремля (с балкона Большого Кремлевского Дворца).


Это были дагерротипы, выполненные по методике Луи Жака Манде Дагерра и Жозефа Ньепса, незадолго до этого, 7 января 1839 г., обнародованной на заседании Парижской Академии наук. Согласно этой методике изображение получали при помощи камеры-обскуры на покрытой светочувствительным слоем серебряной или посеребренной металлической пластине.

В этом же магазине К.А.Беккерса продавался и аппарат для съемки. «Сия машина, изобретенная г-ном Дагерром в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком Мосту препоручено принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением 550 руб. асс [игнациями]». (Московские ведомости. Прибавление №7. 1840. Отд. 2. С. 247)

Поначалу считалось, что дагерротипия предназначена, для видовых съемок. Легенда рассказывает, что Луи Жак Манде Дагерр, делая при помощи камеры-обскуры зарисовки для своих знаменитых диорам и разглядывая картинку на матовом стекле, восклицал: «Неужели никогда не удастся закрепить это столь совершенное изображение!». Мучительное желание упростить процесс зарисовки, закрепить рисунок, созданный самой природой, привело его к открытиям. (Подробнее о «способе Дагерра» и дагерротипии в России см. - Т.Г.Сабурова. У истоков фотоискусства. М. 1999)

Дагерротипы с видами Москвы в государственных собраниях нашей страны нам не известны. Ранние изображения Москвы, сохранившиеся до наших дней, выполнены в технике мокроколлодионного процесса и представляют собой отпечатки на бумаге – соленой и альбуминовой.

Постараемся восстановить наиболее значительные имена фотографов, снимавших Москву на протяжении второй половины Х1Х – начала ХХ столетия.

Из путевых заметок Кнута Гамсуна: «Я видел прекрасные города. Прага и Будапешт, по-моему, очень красивы, но Москва – это сказочный город, когда на всех колокольнях звонят колокола, кажется, будто над этим миллионным городом содрогается воздух. С Кремлевского холма открывается великолепный вид. Я и представить себе не мог, что на земле есть такой город: куда ни глянь, повсюду зеленые, красные и золотые шпили и купола… Это золото и небесная синь затмевают все, что могло нарисовать мое воображение» (Гамсун К. В сказочном царстве. М., 1993. С. 15)

Фотографы-иностранцы, заполнившие в 1840-1850-е гг. огромный рынок труда, каким являлась Россия с ее необъятным пространством и многочисленным населением, стремились запечатлеть сказочные виды Москвы.

В 1861-1862 гг. в Москве побывали баденские подданные ВИЛЬГЕЛЬМ и ГЕНРИХ ШНАЙДЕРЫ (фирма «Т.ШНАЙДЕР и СЫНОВЬЯ»). Прежде чем оказаться в России, они проделали длительный путь из родного Эренштадта в герцогстве Баден через города Германии, Швейцарии, Италии, Австрии. Братья Шнайдеры занимались портретированием и видовой съемкой. Их стереопары (дагерротипы и фотографии), оформленные в специальные футляры и снабженные оптическим устройством, имели у публики огромный успех. В Москве братья Шнайдеры выполняли съемку внутри и вокруг Кремля, зафиксировали Покровский собор на Красной площади. Эти работы опубликованы в монографии: Leif Geiges “T.Schneider und Sohne. Vom Dorfschreiner zum Hofphotographen”. Schillinger Verlag. 1989.

В самом начале 1850-х гг. достопримечательности Москвы стали объектом съемок ДЖОВАННИ БИАНКИ, итальянца по происхождению, австрийского подданного. (Его биография восстановлена Т.А.Петровой в статье «Петербургский фотограф И.Бианки и коллекция его работ в Эрмитаже». Забытые имена и памятники культуры. СПб. 2001. С.103)

В октябре 1840 г. в Москве на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К.А.Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы. (Московские ведомости. Прибавление №7. 1840. Отд. 2. С. 247)

Больше истории: http://www.photounion.ru/Show_Issue.php?inum=1